Вопрос-ответ. Может ли язык жестов применяться при аутизме?
Сопровождение устной речи отдельными жестами может способствовать развитию коммуникации при аутизме
Перевод: Александра Чернова
Источник: Autism-help.org
Жестовый язык изначально является средством коммуникации для людей с нарушениями слуха. Однако жестовый язык также использовался для обучения людей с нарушениями развития, у которых небольшие или отсутствуют навыки коммуникации. В настоящее время обучение детей-аутистов жестовому языку уже не так популярно, как ранее. Возможно, это связано с ростом популярности различных систем коммуникации при помощи компьютера.
Тем не менее, исследования показывают, что обучение устной речи одновременно с жестовым языком значительно ускоряет приобретение человеком речевых навыков (Creedon, 1976; Kopchick, Rombach, & Smilovitz, 1975; Larson, 1971; Miller & Miller, 1973). Обучение устной речи одновременно с элементами жестового языка обычно называют калькирующей жестовой речью, одновременной коммуникацией или тотальной коммуникацией.
Жестовый язык полезен для тех людей, которые имеют небольшие навыки коммуникации и речевые возможности или не имеют их вообще. Жестовый язык не рекомендуется людям, имеющим относительно большой словарный запас. Более того, жестовому языку можно обучить людей различного уровня развития.
Проявления нежелательного поведения, связанные с аутизмом и другими нарушениями развития, например, агрессию, раздражительность, самоповреждения, тревожные расстройства и депрессию, часто связывают с неспособностью к общению с другими людьми. Элементы жестового языка могут, как минимум, позволить человеку общаться при помощи символов, и это может стимулировать развитие у него навыков устной речи. Еще одно возможное преимущество при обучении жестовому языку — человек также может научиться обращать внимание на невербальные знаки других людей, а также на свой собственный язык тела.
Существует несколько различных форм жестового языка; для обучения жестовой речи лучше использовать метод «калькирующей жестовой речи» или жесты, сопровождающие устную речь. Это форма жестового языка, с таким же синтаксисом, как и в разговорной речи, и данный метод поможет облегчить использование синтаксических правил разговорного языка. Например, инструкция при использовании жестового языка и речи будет выглядеть так: «Посмотрите на стол». А синтаксис американского жестового языка будет выглядеть так: «Смотреть стол».
Поскольку большинство людей не понимают жестовый язык, то в идеале желательно использовать систему коммуникации картинками или электронные коммуникаторы для общения в дополнение к жестовому языку, чтобы облегчить общение с теми, кто не понимает жесты.
Изучение программы жестового языка лучше начать с жестов, обозначающих основные потребности, например: кушать, пить, пользоваться туалетом. В этом случае человек будет мотивирован использовать жесты, чтобы выразить свои желания. Обучение первому жесту может произойти за несколько минут или же несколько месяцев, но по мере того, как человек осваивает все больше и больше жестов, их становится все легче и быстрее учить.
Как было сказано выше, обучение жестовому языку одновременно с речью значительно ускоряет обучение устной речи. Одна из возможных причин в том, что обе формы коммуникации стимулируют одну область мозга. ПЭТ-сканирование мозга, которое измеряет активность, происходящую в мозге за заданное время, показывает, что, когда человек разговаривает или пользуется жестами, задействована одна и та же область мозга (Poizner, Klima, & Bellugi, 1990). Таким образом, при использовании метода калькирующей жестовой речи, область мозга, участвующая в порождении речи, получает стимуляцию из двух источников (жест и речь), а не из одного (жест или речь).
В заключение необходимо отметить, что обучение жестовому языку людей с аутизмом или другими нарушениями развития, не препятствует обучению устной речи. Существуют научные данные, подтверждающие, что обучение жестовому языку одновременно с устной речью на самом деле улучшает способности к устному общению.